Синодальный перевод

От Матфея 13 из 28
Отключить параллельный перевод
1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. 1 В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 2 Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он вынужден был сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 3 И Он о многом говорил им в притчах. - Сеятель вышел сеять, - говорил Он. -
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 4 Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 5 Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 6 Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 7 Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. 8 Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит! 9 У кого есть уши, пусть слышит.
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 10 Тогда ученики подошли и спросили Иисуса: - Почему Ты говоришь с людьми притчами?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 11 Иисус ответил: - Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано.
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 12 Потому что у кого есть, тому будет дано еще, и у него будет в изобилии; а у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 13 Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают.
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите--и не уразумеете, и глазами смотреть будете--и не увидите, 14 В них исполняется пророчество Исаии: «Вы будете слушать и слушать, но не поймете, будете смотреть и смотреть, но не увидите.
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 15 Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я исцелил их».
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 16 Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат.
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. 17 Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.
18 Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле: 18 Так послушайте, что значит притча о сеятеле.
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его--вот кого означает посеянное при дороге. 19 Когда кто-то слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это - семя, упавшее у дороги.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 20 Семя, упавшее на каменистую почву, - это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. 21 но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. 22 Семя, посеянное среди терновника, - это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. 23 Семя же, посеянное в хорошую почву, - это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 24 Иисус рассказал им другую притчу: - Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 25 И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 26 Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 27 Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?»
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 28 «Это сделал враг», - ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?»
29 Но он сказал: нет, --чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 29 «Нет, - ответил хозяин, - когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. 30 Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 31 Рассказал Он им еще одну притчу: - Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле.
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. 32 Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. 33 Иисус рассказал им еще одну притчу: - Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки, чтобы вскисло все тесто.
34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 34 Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч,
35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. 35 чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою уста свои в притчах, произнесу гадания, скрытые от создания мира».
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. 36 Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: - Объясни нам притчу о сорняках в поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 37 Иисус в ответ сказал: - Сеющий хорошие семена - это Сын Человеческий.
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы--сыны лукавого; 38 Поле - это мир, а хорошие семена - это дети Царства. Сорняки - это дети злого.
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. 39 Враг, посеявший их, - это дьявол. Жатва - это конец мира, и жнецы - это ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 40 Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 41 Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят от сорняков все Его Царство, все, что ведет к греху, и всех, делающих злое.
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 42 Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! 43 А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит.
44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. 44 Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле. Когда человек находит клад, он прячет его и, радостный, идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 45 Еще Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. 46 Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 47 Еще Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. 48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 49 Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. 50 и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! 51 - Вы поняли все это? - спросил Иисус. -Да, - ответили ученики.
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. 52 Тогда Иисус сказал им: - Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.
53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. 53 Когда Иисус закончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда.
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? 54 Он пришел в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись: - Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? 55 Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? 56 Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. 57 И они отвергли Его. Иисус же сказал им: - Не бывает пророк без чести, разве только в городе своем и в своем доме.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их. 58 И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.

Наверх

Up