1 Вино--глумливо, сикера--буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. |
1 Вино глумливо, хмельное питье неистово; кто дает им себя обмануть, немудр. |
2 Гроза царя--как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя. |
2 Ярость царя подобна львиному реву; досадивший ему расплатится собственной жизнью. |
3 Честь для человека--отстать от ссоры; а всякий глупец задорен. |
3 Это слава человека - удерживаться от раздоров, а всякий глупец скор на ссору. |
4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом--и нет ничего. |
4 Ленивый не пашет вовремя; возьмется искать в пору жатвы, и нет ничего. |
5 Помыслы в сердце человека--глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их. |
5 Замыслы в человеческом сердце подобны глубоким водам, но разумный сможет их вычерпать. |
6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит? |
6 Многие зовут себя преданными, но где найти человека, кому бы довериться? |
7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него! |
7 Праведник живет беспорочной жизнью, блаженны после него его дети. |
8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое. |
8 Когда царь садится на судейский престол, он глазами способен все зло провеять. |
9 Кто может сказать: `я очистил мое сердце, я чист от греха моего?' |
9 Кто может сказать: «Я очистил сердце, я чист и безгрешен»? |
10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое--мерзость пред Господом. |
10 Неверные весы и неверные гири - и то и другое Господу мерзко. |
11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его. |
11 Даже ребенка узнают по его делам, по тому, чисты ли поступки его, правильны ли. |
12 Ухо слышащее и глаз видящий--и то и другое создал Господь. |
12 Уши, которые слышат, и глаза, которые видят - и то и другое создал Господь. |
13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб. |
13 Не люби спать, не то обнищаешь; бодрствуй, и будешь досыта есть. |
14 `Дурно, дурно', говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится. |
14 «Плохо, плохо», - говорит покупатель, а когда отойдет, то покупкой хвастает. |
15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь--уста разумные. |
15 Есть золото и много драгоценных камней, но уста ученые - редкая драгоценность. |
16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог. |
16 Забери одежду у поручившегося за незнакомца, удержи залог у ручавшегося за чужеземцев. |
17 Сладок для человека хлеб, [приобретенный] неправдою; но после рот его наполнится дресвою. |
17 Сладка человеку пища, добытая обманом, но после нее рот будет полон песка. |
18 Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну. |
18 Строй замыслы, испрашивая совета; если ведешь войну, ищи мудрого руководства. |
19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. |
19 Сплетня доверие предает - избегай человека, который болтлив. |
20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. |
20 У проклинающего отца или мать светильник погаснет во тьме кромешной. |
21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии. |
21 Наследство, быстро приобретенное вначале, в конце не принесет благословения. |
22 Не говори: `я отплачу за зло'; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. |
22 Не говори: «Я отплачу за обиду!» Положись на Господа - Он спасет тебя. |
23 Мерзость пред Господом--неодинаковые гири, и неверные весы--не добро. |
23 Мерзость пред Господом - гири неправильные, и весы нечестные Ему неугодны. |
24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? |
24 Шаги человека направляет Господь. Как же может кто путь свой постичь? |
25 Сеть для человека--поспешно давать обет, и после обета обдумывать. |
25 Ловушка для человека - поспешно посвящать что-либо и только после обдумывать свой обет. |
26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо. |
26 Мудрый царь провеивает нечестивых; он гонит по ним молотильное колесо. |
27 Светильник Господень--дух человека, испытывающий все глубины сердца. |
27 Дух человека - светильник Господень, исследующий все глубины его существа. |
28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой. |
28 Любовь и истина хранят царя; милостью он утверждает престол свой. |
29 Слава юношей--сила их, а украшение стариков--седина. |
29 Слава юношей в силе их, седина - украшение старости. |
30 Раны от побоев--врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева. |
30 Удары, что ранят, очищают от зла, и битье очищает глубины сердца. |