1 Доброе имя лучше дорогих благовоний, день смерти даже лучше дня рождения. |
1 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти--дня рождения. |
2 Лучше пойти на похороны, чем на веселье, потому что все должны умереть, и каждый живущий должен с этим примириться. |
2 Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит [это] к своему сердцу. |
3 Скорбь лучше смеха, потому что наши сердца могут ликовать, когда на лицах печаль. |
3 Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. |
4 Мудрый думает о смерти, а глупый только о том, как получше провести время. |
4 Сердце мудрых--в доме плача, а сердце глупых--в доме веселья. |
5 Лучше услышать укоры мудрого, чем восхваления глупца. |
5 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; |
6 Смех глупых бессмыслен, как попытка поджечь тернии, чтобы согреть котёл. Тернии сгорают слишком быстро, и котёл остаётся холодным. |
6 потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это--суета! |
7 Даже мудрый забудет мудрость свою, если ему много заплатят. Деньги уничтожат его разум. |
7 Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. |
8 Заканчивать дело лучше, чем начинать, и лучше быть мягким и терпеливым, чем высокомерным и нетерпеливым. |
8 Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. |
9 Не впадай быстро во гнев, потому что гнев живёт в груди глупцов. |
9 Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. |
10 Не спрашивай: "Почему раньше жизнь была лучше?" Мудрость не задаёт такой вопрос. |
10 Не говори: `отчего это прежние дни были лучше нынешних?', потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. |
11 Мудрость - хороша, как хорошо наследовать собственность, от неё живущему прибыль. |
11 Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце: |
12 Мудрость даёт защиту, как дают защиту деньги, но мудрость лучше любых денег, потому что может спасти своему владельцу жизнь. |
12 потому что под сенью ее [то же, что] под сенью серебра; но превосходство знания в [том, что] мудрость дает жизнь владеющему ею. |
13 Посмотри на то, что сделал Бог, ты ничего не можешь изменить, даже если считаешь неправильным дело Его. |
13 Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? |
14 Радуйся жизни, когда она хороша, но когда она тяжела, помни, что Бог нам даёт и добрые времена, и плохие, и никто не знает, что произойдёт в будущем. |
14 Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. |
15 Всё видел я за свою короткую жизнь: я видел добрых людей, умирающих молодыми, и я видел злых людей, живущих долгую жизнь. |
15 Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. |
16 Зачем себя убивать? Не выставляй себя слишком праведным и слишком мудрым. |
16 Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? |
17 Не будь слишком плох и слишком глуп. Зачем тебе умирать преждевременно? |
17 Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? |
18 Хорошо придерживаться этого правила и от других не отступать. Ибо тот, кто боится Бога, преуспеет и в том, и в другом. |
18 Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того. |
19 Мудрость даёт человеку силу. Один мудрец сильнее десяти глупых правителей города. |
19 Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе. |
20 Нет на земле такого человека, который делает только добро и никогда не грешит. |
20 Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; |
21 Не слушай всего, что говорят люди. Ты можешь услышать, как твой слуга говорит о тебе плохо. |
21 поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; |
22 Ты знаешь, что и ты сам много раз говорил о других плохо. |
22 ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других. |
23 Обратившись к мудрости, я испытал всё это, я хотел быть воистину мудрым, но это было невозможно. |
23 Все это испытал я мудростью; я сказал: `буду я мудрым'; но мудрость далека от меня. |
24 Я не могу понять, почему всё происходит так, как происходит, понять это слишком трудно для кого бы то ни было. |
24 Далеко то, что было, и глубоко--глубоко: кто постигнет его? |
25 Я учился и старался всеми силами обрести истинную мудрость, я пытался найти причину всего. Чему научился я? Я понял, что глупо быть злым, а вести себя глупо - равносильно безумству. |
25 Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, -- |
26 И ещё я понял, что некоторые женщины опасны, словно ловушки, их сердца, как сети, их руки, как цепи. И быть пойманным такой женщиной хуже самой смерти. Кто следует Богу, тот избежит её, но грешник станет её добычей. |
26 и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она--сеть, и сердце ее--силки, руки ее--оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею. |
27 Учитель говорит: "Я собрал всё это вместе, чтобы увидеть, какой ответ могу я найти, но до сих пор ищу ответ. |
27 Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим. |
28 И нашёл я одного доброго человека на тысячу, но доброй женщины не нашёл ни одной. |
28 Чего еще искала душа моя, и я не нашел? --Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщину между всеми ими не нашел. |
29 Есть одно, что я понял: Бог правыми создал людей, но люди нашли много путей ко злу". |
29 Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы. |