1 Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания? |
1 В чем же тогда преимущество быть иудеем, и есть ли польза в том, чтобы быть в числе обрезанных? |
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие. |
2 Большое преимущество во всех отношениях. Прежде всего в том, что иудеям было доверено слово Божье. |
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? |
3 И если некоторые из них оказались неверны Богу, то разве их неверность может уничтожить Божью верность? |
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. |
4 Конечно нет! Хотя каждый человек лжив, но Бог верен, как об этом и написано: «Чтобы Ты был оправдан в Твоих словах и победил в суде Твоем». |
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому [рассуждению]). |
5 Но если наша неправедность яснее показывает праведность Божью, то значит ли это, что Бог несправедлив в Своем гневе на нас? (Я говорю почеловеческому рассуждению.) |
6 Никак. Ибо [иначе] как Богу судить мир? |
6 Конечно нет. Иначе как бы Бог мог судить мир? |
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? |
7 Но если моя ложь делает ярче истину Божью и, таким образом, умножает Его славу, то почему же я осуждаюсь, как грешник? |
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых. |
8 Может, нам нужно начать делать зло, чтобы вышло добро (а клеветники говорят, что мы так и учим)? Такие люди заслуживают осуждения. |
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, |
9 Так что же? В лучшем ли мы, иудеи, положении, чем другие? Нет! Мы уже говорили о том, что как иудеи, так и язычники - все оказались под властью греха. |
10 как написано: нет праведного ни одного; |
10 Написано: «Нет праведного, нет ни одного! |
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога; |
11 Никто не понимает и никто не ищет Бога. |
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. |
12 Все отвернулись и стали негодны, нет ни одного, кто делал бы добро, нет ни одного». |
13 Гортань их--открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. |
13 «Гортань их - открытая могила, языком своим они лгут». «У них на губах яд гадюки». |
14 Уста их полны злословия и горечи. |
14 «Уста их полны проклятий и горечи». |
15 Ноги их быстры на пролитие крови; |
15 «Их ноги быстры на пролитие крови, |
16 разрушение и пагуба на путях их; |
16 опустошением и горем отмечен их путь, |
17 они не знают пути мира. |
17 им неизвестен путь к миру». |
18 Нет страха Божия перед глазами их. |
18 «Нет Божьего страха у них в глазах». |
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, |
19 Но мы знаем, что сказанное в Законе, сказано для тех, кто находится под Законом, а значит, абсолютно никто не имеет извинения, и весь мир становится виновным перед Богом. |
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. |
20 Никто не будет оправдан перед Ним соблюдением Закона. Через Закон приходит лишь осознание нашего греха. |
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, |
21 Но сейчас, независимо от Закона, Бог открывает людям ту праведность, о которой свидетельствуют Закон и пророки. |
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, |
22 Праведность от Бога дается через веру всем, кто верит в Иисуса Христа, потому что нет различия. |
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, |
23 Ведь все согрешили, и все лишились славы Божьей, |
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, |
24 и все получают оправдание даром, по благодати через искупление, совершенное Иисусом Христом. |
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, |
25 Бог сделал Его жертвой умилостивления в крови Его для всех, кто верит. Бог пожелал проявить Свою справедливость, простив грехи, совершенные в прежние века. |
26 во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. |
26 Он долго терпел, чтобы сейчас, в наше время, показать Свою праведность. Он Сам праведен и оправдывает того, кто верит в Иисуса. |
27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры. |
27 Итак, что же с нашей похвальбой? Она исключена. Каким законом? Законом дел? Нет, законом веры. |
28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. |
28 Мы утверждаем, что человек получает оправдание верой независимо от соблюдения Закона. |
29 Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, |
29 Разве Бог является только Богом иудеев? Разве Он не Бог и язычников? Конечно же, и язычников, |
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. |
30 потому что есть только один Бог, Который оправдает как обрезанных, так и необрезанных по их вере. |
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем. |
31 Но это вовсе не значит, что мы верой устраняем Закон, наоборот, мы утверждаем его. |