1 Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка. |
1 Человек строит планы, а ответ языка - от Господа. |
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. |
2 Все пути человека пред глазами его чисты, но Господь оценивает побуждения. |
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. |
3 Передай свое дело Господу, и твои замыслы преуспеют. |
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия. |
4 Господь создал все для Своей цели - даже злодея на день беды. |
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. |
5 Господь гнушается всеми надменными. Знай, они не останутся безнаказанными. |
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. |
6 Любовь и верность искупают грех; и страх перед Господом уводит от зла. |
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. |
7 Когда пути человека угодны Господу, Он даже врагов его с ним мирит. |
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. |
8 Лучше немногое с праведностью, чем большие доходы с неправедностью. |
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. |
9 Человек обдумывает свой путь, но Господь направляет его шаги. |
10 В устах царя--слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде. |
10 Царь говорит по внушению свыше; уста его не должны извращать суд. |
11 Верные весы и весовые чаши--от Господа; от Него же все гири в суме. |
11 Верные весы и безмены - от Господа; и все гири в сумке - от Него. |
12 Мерзость для царей--дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. |
12 Цари гнушаются злодеяниями, ведь престол утверждается праведностью. |
13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. |
13 Царям угодны правдивые уста, они дорожат говорящими истину. |
14 Царский гнев--вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. |
14 Царский гнев - смерти вестник, но мудрец его успокоит. |
15 В светлом взоре царя--жизнь, и благоволение его--как облако с поздним дождем. |
15 Когда лицо царя проясняется - это жизнь; его милость подобна облаку с весенним дождем. |
16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. |
16 Приобретать мудрость гораздо лучше, чем золото; лучше приобретать разум, нежели серебро. |
17 Путь праведных--уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. |
17 Дорога праведных уводит от зла; тот, кто хранит свой путь, бережет свою жизнь. |
18 Погибели предшествует гордость, и падению--надменность. |
18 Гордость предшествует гибели, надменность духа - паденью. |
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. |
19 Лучше быть кротким духом и средь бедняков, чем делить добычу с надменными. |
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. |
20 Внимательный к наставлению преуспеет, и блажен полагающийся на Господа. |
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. |
21 Мудрого сердцем зовут понимающим, и приятная речь прибавит убедительности. |
22 Разум для имеющих его--источник жизни, а ученость глупых--глупость. |
22 Разум - источник жизни для тех, кто его имеет, а глупость - кара глупцам. |
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. |
23 Разум мудрого делает его речь рассудительной и придает словам его убедительности. |
24 Приятная речь--сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. |
24 Приятные слова - медовые соты, сладки для души и для тела целебны. |
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. |
25 Бывает путь, что кажется прямым, а в конце его - пути смерти. |
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его [к] [тому] рот его. |
26 Живот работника работает за него, подгоняет его голод. |
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. |
27 Негодяй умышляет зло, речь его, словно огонь палящий. |
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. |
28 Лукавый человек сеет раздор, и сплетня разлучает близких друзей. |
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; |
29 Любящий насилие обольщает ближнего своего и на путь недобрый его уводит. |
30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство. |
30 Подмигивающий глазами замышляет обман, поджимающий губы делает зло. |
31 Венец славы--седина, которая находится на пути правды. |
31 Седина - это славы венец; она достигается в праведной жизни. |
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города. |
32 Терпеливый лучше воина; тот, кто владеет собой, лучше завоевателя города. |
33 В полу бросается жребий, но все решение его--от Господа. |
33 Бросают жребий в полу одежды, но любое решенье его - от Господа. |