1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. |
1 Лучше сухая корка с покоем и миром, чем дом, полный заколотого скота, а в нем - вражда. |
2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. |
2 Мудрый слуга будет править беспутным сыном и получит долю наследства среди братьев. |
3 Плавильня--для серебра, и горнило--для золота, а сердца испытывает Господь. |
3 Тигель для серебра, и для золота - горн плавильный, а Господь испытывает сердца. |
4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. |
4 Нечестивый слушает уста злодея; лгун внимает пагубному языку. |
5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным. |
5 Издевающийся над нищим оскорбляет его Создателя, радующийся несчастью не останется безнаказанным. |
6 Венец стариков--сыновья сыновей, и слава детей--родители их. |
6 Внуки - венец старикам, а отцы - гордость своих детей. |
7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному--уста лживые. |
7 Не пристала невеже высокая речь, тем паче правителю - лживое слово! |
8 Подарок--драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. |
8 Взятка - как волшебный камень в глазах дающего: куда он ни повернет ее, преуспеет. |
9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. |
9 Прощающий оскорбленье ищет любви, а напоминающий о проступке отчуждает близкого друга. |
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. |
10 Упрек сильнее воздействует на разумного, чем сто ударов на глупца. |
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. |
11 Только смуты ищет злодей, и вестник безжалостный будет послан против него. |
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. |
12 Лучше встретить медведицу, лишенную медвежат, чем глупца с его глупостью. |
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. |
13 Если человек воздает за добро злом, зло не покинет его дома. |
14 Начало ссоры--как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. |
14 Ссору начать - что плотину пробить; остановись, прежде чем свара вспыхнет. |
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного--оба мерзость пред Господом. |
15 Оправдывающий виноватого и обвиняющий невиновного - Господь гнушается ими обоими. |
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости [у] [него] нет разума. |
16 Зачем глупцу на премудрость деньги, если учиться он не желает? |
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. |
17 Друг любит во всякое время, а брат рожден разделить беду. |
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. |
18 Лишь скудоумный дает залог, чтобы ручаться за другого. |
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. |
19 Кто любит ссоры, тот любит грех; тот, кто бахвалится, ищет падения. |
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. |
20 Лукавый сердцем не преуспеет; лживый язык попадет в беду. |
21 Родил кто глупого, --себе на горе, и отец глупого не порадуется. |
21 Горе тому, кто родил глупца; нет радости отцу дурня. |
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. |
22 Веселое сердце исцеляет, как лекарство, а подавленный дух иссушает кости. |
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. |
23 Нечестивый берет тайно взятку, чтобы извратить пути правосудия. |
24 Мудрость--пред лицем у разумного, а глаза глупца--на конце земли. |
24 Разумный держит на мудрости взгляд, а глупец глаза - на краях земли. |
25 Глупый сын--досада отцу своему и огорчение для матери своей. |
25 Глупый сын - горе для отца и горечь для матери. |
26 Нехорошо и обвинять правого, [и] бить вельмож за правду. |
26 Нехорошо и наказывать невиновного, и знатных бичевать за правду. |
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. |
27 Человек знания бережет слова, и рассудительный - хладнокровен. |
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои--благоразумным. |
28 Даже глупца, когда он молчит, мудрым сочтут, и когда он удерживает язык, рассудительным. |