1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. |
1 Живущий обособленно потакает себе во всем, отвергая всякое здравое слово. |
2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. |
2 Нет глупцу радости в понимании - рад он лишь высказать свое мнение. |
3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием--поношение. |
3 Вслед за нечестьем идет презрение, а со срамом приходит бесславие. |
4 Слова уст человеческих--глубокие воды; источник мудрости--струящийся поток. |
4 Слова человеческих уст - глубокие воды; источник мудрости - текущий поток. |
5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. |
5 Нехорошо быть пристрастным к злодею и лишать правосудия невиновного. |
6 Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. |
6 Язык глупца ведет его к ссоре, его уста навлекают побои. |
7 Язык глупого--гибель для него, и уста его--сеть для души его. |
7 Уста глупца - его гибель, а язык - на его же жизнь западня. |
8 Слова наушника--как лакомства, и они входят во внутренность чрева. |
8 Слова сплетен - как лакомые куски, что проходят вовнутрь чрева. |
9 Нерадивый в работе своей--брат расточителю. |
9 Ленивый в своей работе - брат разрушителя. |
10 Имя Господа--крепкая башня: убегает в нее праведник--и безопасен. |
10 Имя Господне - крепкая башня; убежит в нее праведник - и будет спасен. |
11 Имение богатого--крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. |
11 Состояние богатого - укрепленный город; высокой стеной представляется им оно. |
12 Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. |
12 Пред падением человеческое сердце заносится, а смиренье предшествует славе. |
13 Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. |
13 Если кто отвечает, прежде чем выслушает, это глупость и стыд. |
14 Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух--кто может подкрепить его? |
14 Дух человека подкрепляет его в болезни, но если дух сокрушен - кто в силах снести его? |
15 Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. |
15 Разум рассудительного приобретает знание, и уши мудрых ищут его. |
16 Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. |
16 Подарок открывает человеку путь и приводит его к великим. |
17 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. |
17 Кто первым изложит дело, тот выглядит правым, пока другой не придет и его не расспросит. |
18 Жребий прекращает споры и решает между сильными. |
18 Жребий решает споры, и разводит в стороны сильных соперников. |
19 Озлобившийся брат [неприступнее] крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. |
19 Оскорбленный брат неприступнее крепкого города, такие ссоры подобны засовам крепости. |
20 От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. |
20 Плодами уст человек наполняет чрево свое; он насыщается жатвой своего языка. |
21 Смерть и жизнь--во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. |
21 У языка - сила жизни и смерти, те, кто любит его, будут есть его плод. |
22 Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. |
22 Нашедший жену - нашел благо и получил от Господа расположение. |
23 С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. |
23 Бедняк о милости молит, а богач отвечает грубо. |
24 Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. |
24 Человек с друзьями может разрушиться, но истинный друг ближе иного брата. |