1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, |
1 Братья, хочу еще раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились. |
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. |
2 Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна. |
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, |
3 Самое важное, что я получил, я передаю вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям. |
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, |
4 Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писанию. |
5 и что явился Кифе, потом двенадцати; |
5 Он явился Кифеи потом двенадцати ученикам. |
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; |
6 После этого Он явился еще более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них еще живы, а некоторые уже умерли. |
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; |
7 Затем Он явился Иакову, потом также всем апостолам, |
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу. |
8 и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску. |
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. |
9 Ведь я самый наименьший из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью. |
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. |
10 Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной. |
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. |
11 Не имеет значения, кто возвещает: я или они.Главное - вы поверили в то, что мы возвещаем. |
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? |
12 Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых? |
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; |
13 Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен. |
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. |
14 А если Христос не воскрес, то и все, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера. |
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают; |
15 Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если,конечно, мертвых вообще нельзя воскресить. |
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. |
16 Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен. |
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. |
17 А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас. |
18 Поэтому и умершие во Христе погибли. |
18 Тогда и те, кто умер в Христе, погибли. |
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. |
19 Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди. |
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. |
20 Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он - первый плод среди тех, кто умер. |
21 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. |
21 И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых. |
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, |
22 Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены в Христе. |
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. |
23 Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а потом, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему. |
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. |
24 И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу. |
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. |
25 Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам. |
26 Последний же враг истребится--смерть, |
26 Последний враг, который будет уничтожен, - это смерть. |
27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. |
27 Ведь Бог «все подчинил под ноги Его». Когда говорится, что «все подчинил», то, конечно же, это «все» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему все. |
28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. |
28 Когда же все будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто все подчинил Ему, чтобы Бог был все во всем. |
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? |
29 Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых? Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них? |
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? |
30 Зачем и нам каждый час рисковать своей жизнью? |
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. |
31 Я каждый день стою перед лицом смерти. Это так же верно, братья, как и то, что я хвалюсь перед Иисусом Христом, нашим Господом! |
32 По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! |
32 Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями в Ефесе, что я этим приобрел? Если мертвые не воскрешают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»? |
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. |
33 Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы». |
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. |
34 Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, - я говорю это к вашему стыду. |
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? |
35 Может, кто-то спросит: «Как это мертвые могут воскреснуть? Какое у них тогда будет тело?» |
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. |
36 Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть! |
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; |
37 Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое. |
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. |
38 А Бог по Своему усмотрению дает ему тело - каждому семени свое. |
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. |
39 Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб. |
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. |
40 Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя. |
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. |
41 У солнца тоже своесияние, у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга. |
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; |
42 Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное. |
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; |
43 Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе, |
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. |
44 сеется физическое тело, а воскресает - духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное. |
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. |
45 Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом, но последний Адам, духом животворящим. |
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. |
46 Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом - духовное. |
47 Первый человек--из земли, перстный; второй человек--Господь с неба. |
47 Первый человек был сотворен из праха земли, а второй Человек - это Человек с небес. |
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. |
48 Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес. |
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. |
49 И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного. |
50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. |
50 Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного. |
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся |
51 Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены, |
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. |
52 внезапно, в мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены. |
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. |
53 Все тленное должно превратиться в нетленное, и все смертное - в бессмертное. |
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. |
54 Когда тленное облечется в нетленное и смертное - в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!» |
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? |
55 «О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?» |
56 Жало же смерти--грех; а сила греха--закон. |
56 Жало смерти -грех, а сила греха - Закон. |
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! |
57 Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа! |
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. |
58 Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен. |