1 Стремитесь к любви, и ревностно домогайтесь духовных даров, и особенно, дара пророчества. |
1 Следуйте путем любви, стремитесь иметь духовные дары, особенно дар пророчества. |
2 Ибо тот, кто владеет даром говорить на другом языке, на самом деле говорит не с людьми, а с Богом, ибо никто не может ничего понять. Он говорит тайны через Дух. |
2 Кто говорит на незнакомомязыке, тот говорит не людям, а Богу, ведь его никто не понимает, он духом говорит тайны. |
3 Но кто обладает даром пророчества, говорит с людьми, чтобы укрепить их, утешить и ободрить. |
3 А тот, кто пророчествует, говорит людям для их назидания, ободрения и утешения. |
4 Кто обладает даром говорить на другом языке, развивает духовно только себя, тот же, кто имеет дар пророчества, укрепляет церковь. |
4 Говорящий на незнакомом языке говорит в назидание себе, а пророчествующий говорит для назидания церкви. |
5 Хочу, чтобы вы все обладали даром говорить на других языках, но ещё больше - чтобы вы пророчествовали. Пророчествующий выше того, кто говорит на языках, если только кто-нибудь не переведёт сказанное ради укрепления церкви. |
5 Я бы хотел, чтобы каждый из вас говорил на языках, но лучше, чтобы вы пророчествовали. Кто пророчествует больше того, кто говорит на языках, разве что он будет и истолковывать свою речь, чтобы и церковь получала назидание. |
6 Братья, если приду я к вам, говоря на других языках, то что же вы выиграете от этого, если я не принесу вам от Бога пророчество, или учение, или откровение, или знание? |
6 Братья, если я приду к вам и стану говорить на незнакомыхязыках, то какую пользу я принесу вам, если в моих словах не будет ни откровения, ни знания, ни пророчества, ни наставления? |
7 Так и неодушевлённые предметы, которые издают звук, например свирель или лира, если инструмент не производит раздельных звуков, то как же догадаться, что играют на свирели или лире? |
7 Возьмите, к примеру, даже безжизненные музыкальные инструменты: флейту или арфу. Как вы узнаете мелодию, если на них будут играть, не придавая значения тому, какие ноты звучат? |
8 И если труба издаёт нечистый звук, то кто же приготовится к битве? |
8 Если труба не протрубит разборчиво определенный сигнал, то кто станет готовиться к сражению? |
9 Точно так же, если пользоваться другим языком, как узнать, о чём ты говорил, если ты не издаёшь членораздельных звуков? Ибо ты будешь говорить на ветер. |
9 Также и у вас. Если вы не произносите языком членораздельные слова, то как человеку понять, о чем вы говорите? Вы будете бросать слова на ветер. |
10 Без сомнения, есть множество наречий в мире, и каждое из них имеет своё значение. |
10 В мире так много разных языков, но все они понятны тем, кто ими владеет. |
11 И потому, если я не понимаю значения слов, то буду иностранцем для того, кто говорит на нём, а тот, кто говорит на нём, будет иностранцем для меня. |
11 Если я не понимаю значения того, что мне говорят, то я чужеземец для говорящего, и говорящий - чужеземец для меня. |
12 То же самое относится и к тебе: так как ты стремишься к дарам духовным, старайся обладать ими в изобилии ради укрепления церкви. |
12 Также и вы. Вы хотите иметь духовные дары? Так стремитесь же иметь их в изобилии,но на благо церкви. |
13 А потому тот, кто говорит на другом языке, должен молиться, чтобы он мог и переводить. |
13 Поэтому, кто говорит нанезнакомом языке, пусть молится о даре истолкования. |
14 Ибо, если я молюсь на другом языке, то дух мой молится, но разум мой бесплоден. |
14 Когда я молюсь на незнакомомязыке, то мой дух молится, но ум не принимает в этом участия. |
15 Что же тогда? Я буду молиться духом моим, но также и разумом. Я буду возносить хвалу духом своим, но буду воспевать хвалу также и разумом своим. |
15 Так что же мне делать? Я буду молиться духом, но буду молиться и умом, я буду петь духом, но буду петь и умом. |
16 Ибо, если ты произносишь благословение только духовно, как же тогда простой слушатель скажет "Аминь" в ответ на твоё благодарение, если он не знает, что ты говоришь? |
16 Если ты благодаришь Бога духом, то как может несведущий человек сказать «аминь»? Ведь он не поймет, что ты говоришь! |
17 Ты, возможно, хорошо возносишь благодарность, но другой человек не укрепляется духом. |
17 Ты можешь хорошо благодарить Бога, но другому человеку это пользы не принесет. |
18 Я благодарю Бога, что способен говорить на других языках более, чем все вы, |
18 Я благодарен Богу, что говорю на языках больше всех вас. |
19 но на собраниях в церкви я предпочитаю произнести пять слов, пользуясь своим разумом, вместо десяти тысяч слов на другом языке, чтобы мог я и других наставлять. |
19 Но в церкви я лучше скажу пять понятных слов, которые послужат для наставления другим, чем десять тысяч слов на незнакомомязыке. |
20 Братья! Не будьте детьми в размышлениях ваших. Будьте детьми по отношению ко злу, но зрелы в своих мыслях. |
20 Братья, не будьте детьми по уму. В отношении ко злу будьте младенцами, а по уму будьте взрослыми. |
21 Закон гласит: "Пользуясь услугами людей, которые говорят на других языках, и пользуясь устами чужеземцев, я буду говорить с этими людьми, но и при этом они не будут слушать меня!" Так говорит Господь. |
21 В Законе написано: «Через людей, говорящих на чужих языках, через уста чужеземцев Я буду говорить этому народу, но они и тогда не послушают Меня». |
22 Ибо дар говорить на разных языках - это знак не для верующих, а для неверующих. Пророчество же - не для неверующих, а для верующих. |
22 Таким образом, языки представляют собой знамение не для верующих, а для неверующих. Пророчество же - для верующих, а не для неверующих. |
23 И, если вся церковь собирается вместе и все говорят на разных языках, то, когда посторонние или неверующие войдут, разве не скажут они, что вы безумны? |
23 Поэтому, если вся церковь соберется, все будут говорить на языках и зайдут люди несведущие или неверующие, не скажут ли они, что вы беснуетесь? |
24 Если же все пророчествуют, то когда входит кто-либо посторонний, или неверующий, то все обличат его грехи и осудят его, |
24 Но если зайдет неверующий или несведущий в то время, когда все пророчествуют, то он всеми будет обличаться в грехе и всеми будет судиться. |
25 и тайны его сердца станут всем известны, и он падёт ниц и поклонится Богу и скажет: "Воистину Бог среди вас!". |
25 Все тайные помыслы его сердца станут явными, и он, упав ниц, поклонится Богу и воскликнет: «Среди вас действительно присутствует Бог!». |
26 Что же делать в таком случае, братья и сестры? Когда вы собираетесь вместе в церкви, то у каждого есть псалом, или поучение, или откровение, кто-то говорит на чужом языке, а другой умеет толковать этот язык. Всё должно быть сделано ради укрепления церкви. |
26 Что же, братья? Когда вы собираетесь вместе и у каждого из вас есть или псалом, или есть слово наставления, или откровение, или слова на языках, или толкование сказанного на языке, то пусть все это будет для назидания церкви. |
27 Если кто-то собирается говорить на другом языке, то двое, самое большее трое, должны говорить по очереди, и один должен толковать этот язык. |
27 Если кто-либо говорит на языке, то пусть говорят двое или, самое большее, трое и притом по очереди, а один пусть истолковывает. |
28 А если нет никого, кто может толковать этот язык, то он должен сохранять на собрании в церкви молчание и должен говорить лишь сам с собой и с Богом. |
28 Если толкователя среди вас нет, тогда в церкви молчи, и говори лишь себе и Богу. |
29 Два или три человека, обладающих даром пророчества, должны говорить, а остальные должны проверить это. |
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а другие пусть рассуждают об услышанном. |
30 Если что-то откроется другому из тех, кто сидит, первый пророк должен умолкнуть, |
30 Если же кому-либо другому из присутствующих будет откровение, то пусть первый говорящий замолчит. |
31 ибо все вы можете пророчествовать по одному, чтобы все узнали об этом, и получили утешение. |
31 Вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы все могли получить наставление и ободрение. |
32 Духи, вдохновляющие пророков, повинуются пророкам. |
32 Пророки могут контролировать свой дух, |
33 Ибо Бог приносит не беспорядок, а мир. |
33 потому что Бог - Бог не беспорядка, а мира. Как и во всех собраниях святых, |
34 Во всех церквах, образованных людьми Божьими, женщины должны хранить молчание на собраниях в церкви, ибо им не дозволено говорить, но должно находиться в смирении, как гласит закон. |
34 женщины во время служений пусть молчат. Говорить им не позволяется, но пусть они будут в подчинении, как того требует и Закон. |
35 Если они хотят научиться чему-то, то должны спрашивать дома у своих мужей, ибо для женщины позорно говорить на собрании в церкви. |
35 Если они хотят что-либо узнать, то могут спросить об этом дома у своих мужей, потому что в церкви женщине говорить неприлично. |
36 От вас ли пришло учение Божье? И только вас ли оно достигло? |
36 Вы думаете, что слово Божье вышло впервые именно от вас или достигло лишь вас? |
37 Если кто-то считает себя пророком или имеет дар духовный, то должен признать, что то, что пишу я вам, - заповедь Господня. |
37 Кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать, что все, что я пишу вам, есть установление Самого Господа. |
38 И потому, если кто-то не признаёт этого, то не будет и он признан. |
38 Если кто-то не признает этого, того и вы не признавайте. |
39 Итак, братья мои, стремитесь пророчествовать и не возбраняйте никому говорить на других языках, |
39 Итак, братья, стремитесь к тому, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить на языках. |
40 и пусть всё делается, как должно и с соблюдением порядка. |
40 Но все должно совершаться пристойно и соответствовать порядку. |