1 Теперь хочу напомнить вам, братья, о благовестии, которое я проповедовал вам, которое вы также получили, которому в полной мере следуете |
1 Братья, хочу еще раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились. |
2 и через которое вы также спасаетесь, если твёрдо помните те слова, проповедованные мною (если только не стали вы верующими без цели). |
2 Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна. |
3 Ибо я передал вам прежде всего то, что сам получил: что Христос умер за грехи наши, согласно Писанию, |
3 Самое важное, что я получил, я передаю вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям. |
4 и что Он был погребён, и что Он был воскрешён на третий день, согласно Писанию, |
4 Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писанию. |
5 и что явился Он Петру, а затем двенадцати. |
5 Он явился Кифеи потом двенадцати ученикам. |
6 Затем Он явился более чем пятистам братьям одновременно, большинство из которых ещё живы сегодня, хотя некоторые из них умерли. |
6 После этого Он явился еще более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них еще живы, а некоторые уже умерли. |
7 Затем Он явился Иакову, а потом всем Апостолам, |
7 Затем Он явился Иакову, потом также всем апостолам, |
8 а под конец явился и мне тоже, как если бы я был недоношенный, |
8 и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску. |
9 ибо я - самый маловажный из всех Апостолов. Я даже не достоин называться Апостолом, ибо я преследовал церковь Божью. |
9 Ведь я самый наименьший из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью. |
10 Но я - то, что я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем все они, хотя не я это делал, а милость Божья, которая была со мной. |
10 Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной. |
11 И потому, я ли проповедовал вам или кто-то другой, именно это мы все проповедуем, и в это все вы веруете. |
11 Не имеет значения, кто возвещает: я или они.Главное - вы поверили в то, что мы возвещаем. |
12 Но если мы проповедуем, что Христос был воскрешён из мёртвых, то как же некоторые из вас говорят, что нет воскресения из мёртвых? |
12 Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых? |
13 Если нет воскресения из мёртвых, то и Христос не был воскрешён из мёртвых, |
13 Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен. |
14 а если Христос не был воскрешён из мёртвых, то тогда и проповеди наши впустую, и вера ваша впустую. |
14 А если Христос не воскрес, то и все, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера. |
15 И мы, к тому же, окажемся и лжесвидетелями о Боге, ибо поклялись перед Богом, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскресил, если, как утверждают, мёртвые не воскресают. |
15 Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если,конечно, мертвых вообще нельзя воскресить. |
16 И если мёртвые не воскресают, то Христос тогда не был воскрешён, |
16 Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен. |
17 и если Христос не был воскрешён, то вера ваша напрасна и вы все ещё во грехах своих, |
17 А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас. |
18 да и те, которые умерли во Христе, сгинули. |
18 Тогда и те, кто умер в Христе, погибли. |
19 Если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы несчастнейшими из всех людей. |
19 Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди. |
20 Теперь же, на самом деле Христос был воскрешён из мёртвых, как первый плод среди тех, кто умер. |
20 Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он - первый плод среди тех, кто умер. |
21 Ибо так как смерть пришла через человека, то через человека и воскресение из мёртвых. |
21 И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых. |
22 И как все мы умрём из-за Адама, так же будем возвращены к жизни благодаря тому, что сделал Христос, |
22 Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены в Христе. |
23 но для каждого будет свой черёд. Христос - первый среди воскресших, затем те, кто принадлежит Христу, когда Он придёт. |
23 Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а потом, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему. |
24 Потом наступит конец, когда Христос передаст царство Богу Отцу, когда Он уничтожит всех правителей, всю власть и всё могущество. |
24 И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу. |
25 Ибо Он должен править, пока Бог не отдаст всех врагов Христа в Его власть. |
25 Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам. |
26 Смерть будет уничтожена, как последний враг. |
26 Последний враг, который будет уничтожен, - это смерть. |
27 Ибо "Он поверг всё к Его ногам". Когда говорится, что "всё" повергнуто, то ясно, что это - за исключением Бога, Кто подчинил всё Ему. |
27 Ведь Бог «все подчинил под ноги Его». Когда говорится, что «все подчинил», то, конечно же, это «все» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему все. |
28 И когда всё будет отдано во власть Христу, тогда и Сам Сын будет во власти Бога, Который отдал всё во власть Ему, чтобы Бог мог быть всем для всех. |
28 Когда же все будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто все подчинил Ему, чтобы Бог был все во всем. |
29 Иначе, что же делают те, кто крестится для мёртвых? Если мёртвые никогда не воскресают, то для чего принимают крещение из-за них? |
29 Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых? Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них? |
30 Почему и мы ежечасно сталкиваемся с опасностью? |
30 Зачем и нам каждый час рисковать своей жизнью? |
31 Я умираю каждый день. Я клянусь, братья, гордостью своей за вас во Иисусе Христе, Господе нашем. |
31 Я каждый день стою перед лицом смерти. Это так же верно, братья, как и то, что я хвалюсь перед Иисусом Христом, нашим Господом! |
32 Если бы я, как простой человек, сражался с дикими зверями в Ефесе, то что бы я выиграл? Если мёртвые не воскресали бы, то "Давайте есть и пить, ибо завтра мы умрём!" |
32 Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями в Ефесе, что я этим приобрел? Если мертвые не воскрешают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»? |
33 Перестаньте обманываться: "Плохой товарищ губит хорошие привычки". |
33 Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы». |
34 Пробудитесь к трезвой жизни, как тому следует быть, и перестаньте грешить, ибо некоторые не знают Бога. Я говорю это, чтобы устыдить вас. |
34 Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, - я говорю это к вашему стыду. |
35 Но кто-то может спросить: "Как мёртвые воскресают? Какое будет у них тело?" |
35 Может, кто-то спросит: «Как это мертвые могут воскреснуть? Какое у них тогда будет тело?» |
36 Безрассудный! То, что вы сажаете, не пробуждается к жизни, пока не умрёт. |
36 Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть! |
37 А что касается того, что вы сажаете, вы закапываете в землю не зрелое растение, которое будет развиваться, а всего лишь голое зерно, будь то пшеница или что другое. |
37 Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое. |
38 Потом Бог даёт ему тело, какое избрал. Каждому зерну - его собственное тело. |
38 А Бог по Своему усмотрению дает ему тело - каждому семени свое. |
39 Плоть живых существ - не одна и та же. Напротив, у людей - одна плоть, у животных - другая плоть, у птиц - иная и у рыб - иная. |
39 Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб. |
40 Есть небесные тела и земные. Но у небесных тел - одно великолепие, а у земных - другое. |
40 Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя. |
41 У солнца - одно великолепие, а у луны и звёзд - другое, да и звезда от звезды отличается в великолепии. |
41 У солнца тоже своесияние, у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга. |
42 Так и мёртвые, когда воскреснут. Тело, которое похоронено в земле, тленно, тело, которое воскреснет, нетленно. |
42 Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное. |
43 Тело, которое похоронено в земле, бесславно, тело же, которое восстанет, - славно. Тело, которое похоронено в земле, слабо, тело же, которое восстанет, - сильно. |
43 Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе, |
44 То, что похоронено, - душевное тело, то, что восстанет, - духовное тело. Раз существуют душевные тела, то существуют и духовные тела. |
44 сеется физическое тело, а воскресает - духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное. |
45 И вот что сказано в Писании: "Первый человек, Адам, стал живым существом". Последний же Адам стал духом, дарующим жизнь. |
45 Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом, но последний Адам, духом животворящим. |
46 Но не духовный человек появился сначала. Сначала появился душевный человек, а потом духовный. |
46 Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом - духовное. |
47 Этот первый человек пришёл из земли и праха. Второй Человек пришёл с небес. |
47 Первый человек был сотворен из праха земли, а второй Человек - это Человек с небес. |
48 И каков человек из праха, таковы те, кто из праха. И каков небесный Человек, таковы и небесные. |
48 Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес. |
49 И подобно тому, как запечатлено в нас подобие этого человека из праха, так же будет в нас запечатлено подобие того небесного Человека. |
49 И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного. |
50 Но скажу вам, братья, что наши земные тела из плоти и крови не могут наследовать Царство Божье. И так же то, что тленно, не наследует того, что нетленно. |
50 Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного. |
51 Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы все не умрём, но все мы изменимся, |
51 Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены, |
52 во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Ибо труба прозвучит, и мёртвые восстанут нетленными, а остальные преобразятся. |
52 внезапно, в мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены. |
53 Ибо это бренное тело должно облачиться в нетленное, и это смертное тело должно облачиться в бессмертное. |
53 Все тленное должно превратиться в нетленное, и все смертное - в бессмертное. |
54 И когда это бренное тело облачится в нетленное, а это смертное тело облачится в бессмертное, тогда исполнится то, что сказано в Писании: "Смерть поглощена победой". |
54 Когда тленное облечется в нетленное и смертное - в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!» |
55 "Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?" |
55 «О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?» |
56 Жало смерти - грех, а сила греха идёт от закона. |
56 Жало смерти -грех, а сила греха - Закон. |
57 Но благодарение Богу, Кто дарует нам победу через Господа нашего Иисуса Христа! |
57 Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа! |
58 Итак, мои дорогие братья, стойте твёрдо и непоколебимо. Предавайтесь постоянно всем сердцем трудам Господним, ибо вы знаете, что труд ваш в Господе не пропадёт зря. |
58 Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен. |