Деяния пророка

Деяния пророка

Пэрри Грин

Предтечи



В свои дни ученики столкнулись с тем фактом, что люди претыкались из-за их свидетельства об Иисусе Христе, Человеке их поколения. Если бы их свидетельство было о Давиде, это людей так не задело бы. Несомненно, не восстало бы никакого сопротивления, если бы они говорили о Моисее или Ное, или о любом другом древнем пророке. И сегодня то же самое. Если я говорю о Павле или Петре, об Иакове или Иоанне, или даже ещё ближе, о Лютере, Веслее или Кальвине, люди не претыкаются. Даже если упомянешь тех, кто был известен своими злыми делами, подобно Иуде, Ироду, Понтию Пилату, фараону, или даже самого сатану, это не вызывает никакого оскорбления; люди принимают их за тех, кем они являлись. Но заговори таким же образом о каком-нибудь современнике, и это тут же вызывает бурю сопротивления, точно как это было в те дни, когда ученики свидетельствовали об Иисусе. В Евреям 11:6 записано: “А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт”. Поэтому я не могу убедить человека, что Бог есть, тем более не смогу убедить, что Бог действовал в этом поколении, если только тот человек не “предназначен к вечной жизни” [Синод. пер.: “предуставлен…” — Пер.] (Деяния 13:48). Иначе он не поверит, во-первых, потому, что прежде чем он может придти к Богу, он должен веровать, что Бог есть, а во-вторых, прежде чем он сможет поверить, что Бог что-то совершал в его поколении, он должен веровать, что Он что-то совершал в других поколениях. Так что если мы веруем, что Бог есть, и хотим видеть, что Бог совершает в этом поколении, тогда нам следует увидеть, что Он совершал в прошлых поколениях. Ибо согласно Его Слову Он “не изменяется” и будет действовать сегодня точно так же, как Он действовал в прошлом. Давайте рассмотрим, например, дни Ноя. В Евреям 11:7 сказано, что: “Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере”. Обратите внимание, что Ной сделал это именно “по вере”. Он верил, что с ним говорил Бог. Но посмотрите на людей, живших в дни Ноя, что они о нём могли думать. Ной был один, это не была церковь или деноминация. Его послание было совершенно новым, раньше о таком не слыхали. Оно говорило о таких вещах, которые просто не могли произойти. Он сказал им о дожде, падающем на землю, они этого никогда не испытывали, потому что земля всё время орошалась росою (Бытие 2:6). Но Ной настаивал, что дождь пойдёт таким ливнем, что затопит весь мир. Он подкрепил своё послание строительством ковчега. Поставьте себя в те дни и услышите их хохот и насмешки. Ведь они ещё никогда не слышали такой глупости! Но несмотря на их неверие, это было Божьим путём во времена Ноя — верили они этому или нет. Он послал одного человека с посланием, и те, кто послушался этого человека, — спаслись, остальные погибли. Если бы Ной смотрел по сторонам в поисках кого-нибудь другого, кто взялся бы проповедовать это, предупреждения не последовало бы, но он имел веру, что к нему проговорил Бог, и отреагировал соответственно. Верою Ной поверил Богу и осудил весь остальной мир, но спас своё семейство. Так вот, если бы вы жили в дни Ноя, посчитали бы вы его ненормальным или фанатиком; или вы смотрели бы на Ноя как на пророка Божьего, спасая этим себя и своё семейство? Может быть, вам кажется трудным поместить себя в дни Ноя. Если так, давайте перейдём поближе, ко времени Авраама. Авраам не был воспитан в праведности Божьей, фактически его семья была язычниками. Но однажды к нему проговорил Бог, сказав оставить землю его отцов и отправиться в новую землю. Библия говорит нам, что когда Авраам ушёл, он странствовал “не зная, куда идёт”, но он верил, что Бог проговорил к нему, и смело сказал своей семье: “Я ухожу отсюда, и я пойду туда, и на какую землю я посмотрю или поставлю стопы ног своих, Бог даст её нам”. Видите, Авраам поверил Богу. А если бы вы были членом семьи Авраама, поверили бы вы своему родственнику и его странному откровению от Бога? Пошли бы вы за ним или сказали бы: “Подожди-ка. Мы любим тебя, Авраам, но мы никогда раньше не слышали, чтобы кто-нибудь так говорил. Откуда нам знать, что Бог говорил тебе?” Может, вы не приняли бы его послание всерьёз, со словами: “Это не годится, Авраам; священник этому не учит, и у тебя нет подтверждения. И вообще, у нас даже нет доказательства, что ты вообще слышал от Бога!” И действительно, у Авраама не было доказательства, потому что его доказательством была неосязаемая материя веры, заключённая в его сердце. Мы знаем, что позже, когда Авраам странствовал по земле, его племянник, Лот, оставил шатры Авраама и опустился в города Содом и Гоморру, на путь мира сего. Вот где находился Лот, праведник, сидя при вратах города, когда от шатров Авраама к нему пришли два Божьих посланника, он узнал их как двух ангелов-посланников Божьих. Это не были существа, размахивающие крыльями, но посланники, посланные от Бога, несущие весть от Господа. Он тоже внимательно выслушал их пугающее послание: “Убирайся из Содома и Гоморры! Покинь этот город! Не оглядывайся назад, потому что Бог уничтожит его огнём!” Приняли бы вы такое послание всерьёз? Представьте себе картину: вы действительно распознали бы этих двух как посланников от Бога и последовали за ними из города, не оглядываясь назад, несмотря на ужасное уничтожение? (Вы можете быть в числе тех, кому дан этот шанс принять такое решение сегодня, потому что существует современный Содом и Гоморра, которые утверждённый пророк Божий предупредил подобным образом, и это предупреждение находится на страницах этой книги.)

Давайте обратимся к Новому Завету и узнаем, каким был ещё один человек с необычным посланием и как он был принят. В Евангелии от Иоанна 1:19-21 записан следующий интересный разговор между Иоанном Крестителем и некими духовными лицами: “И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил и не отрёкся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет”. Эти священники и левиты видели, что у Иоанна всё было совсем не так, как у остальных: его послание покаяния, одежды из верблюжьей кожи и даже то, что он питался саранчой и диким мёдом. Они заметили, что он не приходил проповедовать в храм, однако его служение было на удивление эффективным. Озадаченные этим необычным человеком из пустыни, они искали ответ, отсюда и вопрос: “Ты Илия?” Последним великим пророком, которого знал их народ, был Малахия, чьё послание прозвучало где-то за четыреста лет до того. Этим религиозным евреям было хорошо знакомо место Писания в Малахии 4:5: “Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного”. Но Иоанн дал отрицательный ответ, так что потом они подумали, что Иоанн мог быть исполнением Второзакония 18, где Моисей сказал, что им будем послан пророк “подобный” (Синод. пер.: “как”. — Пер.) самому Моисею. Тайна стала ещё загадочней, когда Иоанн резко опроверг этот вопрос. Иоанн также отверг, что он был Христом. Христос же означает “помазанный”, но Иоанн, будучи пророком, знал, что они спрашивают о нём не как о помазанном, но о том, Мессия он или нет. Конечно же, он отверг это, но он не отверг то, что он был помазанным Божьим. Наконец, в 23-м стихе записано, что им был дан ответ, Он сказал: “Я глас вопиющего в пустыне”. Так вот, Исаия сказал (Исаия 40:3), что придёт некто, вопиющий как голос в пустыне. Также в Малахии 3:1 говорится: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф”. Иоанн был посланником-предвестником, прежде чем Господь внезапно пришёл в храм Свой. Будучи “голосом вопиющего в пустыне” Иоанн знал своё место в служении, а также он распознал своё место в истории. Да, Иоанн знал, кем он был, но узнали бы мы, кем был он? Иисус, открывая Себя как Сына Человеческого, тоже косвенно определил место Иоанна Крестителя. В Матфея 17:1-13 записан эпизод:

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, 
И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. 
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. 
При сём Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 
Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. 
И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. 
Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. 
Возведши очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. 
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сём видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. 
И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? 
Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; 
Но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.

Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. Таким образом, Иоанн Креститель был мужем с духом Илии, предвещающим первое Пришествие Господа Иисуса Христа. Однако самые религиозные люди тех дней, книжники и фарисеи (хоть они и ожидали Мессию), не распознали Его. Иисус подтвердил, что так это и было, свидетельствуя о том, что это вполне возможно, что Бог пошлёт могучего мужа и это может пройти незамеченным даже для самых религиозных людей мира. Но если Иоанн был предтечей, тогда, очевидно, было необходимо распознать его как предтечу, или Бог послал бы его напрасно. Даже в теологических семинариях учат, что Иоанн был предтечей, но в их учениях затерялась причина, для чего был такой предтеча. Давайте более подробно рассмотрим этот вопрос с точки зрения Библии. Обращаясь к двенадцати последователям Иоаннова послания в Ефесе, Павел, в Деяниях 19:3, спросил, каким крещением они были крещены. Их ответом было: “В Иоанново крещение”. Павел проповедовал им об Иисусе, и они крестились в Имя Иисуса Христа. Они слушали и верили предтече, поэтому они были готовы принять истину о том, что пришёл Христос. Стоя на берегах Иордана, у Иоанна Крестителя спросили (Деяния 1:25): “Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?” Иоанн без затруднения ответил, сказав: “Я крещу вас в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете (имея в виду то, что он уже знал, что Христос был там). Он-то Идущий за мною, но Который встал впереди меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его”. Иоанн здесь даёт понять, что Христос уже присутствует там, но обратите внимание на то, что Иоанн не указывает на Него, потому что ещё не было послано знамение. Иоанн разъясняет о знамении:

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира; 
Сей есть, о Котором я сказал: “за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня”; 
Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 
И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём; 
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым”; 
И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Евангелие от Иоанна 1:29-34

Никто другой, даже сам Иоанн не знал Мессию, пока Бог не послал знамение, о котором Он предсказал Иоанну. Конечно же, когда Иоанн увидел это, он сказал: “Это Сын Божий”. Если сам Иоанн не знал этого, пока не увидел свидетельство, тогда если кто-нибудь распознал бы Мессию прежде Иоанна, это нарушило бы Слово Божье. Разумеете ли вы всю значимость этого выражения? Никто не был в состоянии распознать первое Пришествие Иисуса Христа, до тех пор пока предтече не было послано знамение, и распознано им. Если бы кто-нибудь мог как-то распознать Иисуса как Сына Божьего без послания Иоанна Крестителя, тогда Бог совершил пустое дело, когда послал Иоанна. После этого Иоанн Креститель лишился некоторых из своих учеников. Как записано в Иоанна 1:35-36: “На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий”. Двое учеников слышали его слова, и они перестали следовать за Иоанном и последовали за Иисусом. Что сделал предтеча? Он привёл людей к чему? Ко крещению. К покаянию. Но для чего это было? Чтобы показать им Агнца Божьего, забирающего грех мира, и даже сами ученики Иоанна последовали за Ним. Даже те люди, которые жили с Иисусом, которые знали Его лучше всех, понятия не имели о том, Кем Он был, ибо согласно Марка 6:1-3:

Оттуда вышел Он и пришёл в Своё отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли между нами Его сёстры? И соблазнялись о Нём.

Люди, которые лично знали Иисуса, не распознали Его как Агнца Божьего. Понимаете, если бы Иисус опустился с Небес как мужчина в расцвете сил, облачённый в королевские одежды, может быть, с 10000 легионами ангелов позади Него, и разделался с римлянами, и поставил фарисеев правителями, Его бы приняли как Мессию. Но нет, Он пришёл точно так, как о Нём говорили пророки, родился в Вифлееме, в яслях. Воспитанный в Назарете как сын плотника, Он ходил по улицам среди людей и пребывал в храме, и до тех пор, пока Он совершал чудеса и творил знамения, наподобие тех, когда накормил целую толпу рыбой и хлебом, Его принимали. Но когда Он начал говорить им Своё необычное (для них) учение, заявляя о Себе, что Он от Отца, со словами: “Если вы видели Меня, вы видели Отца”, в Писании говорится: “Многие перестали следовать за Ним”. Нет, Иисус Христос не опустился облачённым в королевские одеяния, потому что Божьим путём было послать предтечу; точно как Он послал Ноя с необычным посланием, точно как Он проговорил к Аврааму, точно как Он действовал с Лотом в Содоме и Гоморре, так Он послал Иоанна Крестителя. Возможно ли такое, что и в нашем поколении Бог может соделать что-то необычное? Если да, то Он сделал бы это точно так же, как делал раньше. Он послал бы человека с посланием, и, конечно, большинство в мире не послушает его. Но те, кто слышит верою, а также из Слова, могут испытать это Словом, как это сделали Верийцы в Деяниях 17:11, чтобы узнать, Бог ли это объявляет Себя нынешнему поколению.



Up